Футболисты мира - www.footballplayers.ru - Футболист-танцовщик.

Футболисты мира - www.footballplayers.ru
 

ПОИСК ПО САЙТУ

Расширенный поиск
 

TRANSLATE  


Всего на сайте: 2231 игрок.

www.footballplayers.ru - Футболисты мира

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я 
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z 

Футболист-танцовщик

В 20-х годах Европа открыла для себя южноамериканский футбол. Для болельщиков Старого Света стало откровением узнать, что в футбол можно играть настолько артистично, как это делали уругвайцы и аргентинцы (очередь бразильцев произвести фурор наступит несколько позже).

Иногда выгодно иметь черную кожу


В первую очередь, конечно, это касается уругвайцев, в эффектном стиле выигравших две Олимпиады подряд — Парижскую в 1924 году и Антверпенскую в 1928-м. Причем это была только часть богатого урожая титулов. который они тогда собрали. У себя на континенте они первенствовали в 1923,1924 и 1926 годах, выиграв три раза Кубок Америки, а в 1930-м увенчали славное десятилетие победой в первом Кубке мира.
В течение нескольких лет Уругвай владел статусом ведущей футбольной державы мира. Если про кого-то хотели сказать, что он здорово играет в футбол, говорили: «Он играет. как уругваец». При этом следует принять во внимание, что речь идет о стране, чье население составляло в то время всего два миллиона человек!

Ядро сборной Уругвая составляли защитник и капитан Назацци, полузащитники Андраде и Пьендибене, нападающие Сеа, Кастро (известный своей однорукостью) и Скароне. Все они были выдающимися игроками. суперзвездами своего времени, в более или менее равной степени заслуживающими права войти в историю.

Наиболее высокое место в классификации футболистов XX века из этой плеяды (29-е) занял Хосе Леандро Андраде. Насколько можно судить по свидетельствам очевидцев, он не был наиболее важным элементом игры легендарных «Урус». А на чемпионате мира 1930 года некоторые из его партнеров, например Эктор Скароне, действовали поэффективнее его.

Но Скароне вошел в классификацию под 40-м номером, на 11 ступеней ниже Андраде. Так благодаря чему же Андраде обошел его по популярности, по глубине впечатлений, оставшихся в памяти народной?
Причины здесь две. Первая: в замечательном ансамбле футбольных артистов Андраде был самым артистичным. Не самым эффективным, но самым артистичным — это бесспорный факт. Он был артистом не в фигуральном даже, а в самом что ни на есть прямом смысле слова: такова была его профессия.

Вторая причина, как ни странно на первый взгляд это прозвучит, заключалась в черном цвете его кожи.
Это была эпоха, когда негров еще держали в стороне от большого спорта. Путь им туда был закрыт. И те немногие исключения, которые все-таки пробивались через запреты, добивались этого за счет своих экстраординарных способностей. Такие случаи, в Уругвае в частности, в начале века были чрезвычайно редки.

Андраде не был первым негром, вошедшим в историю уругвайского футбола. Первым был Исабелино Градин — разносторонний спортсмен, добившийся успехов в разных видах, в том числе и в футболе. Градин был ку миром 10-х и начала 20-х годов, и о нем даже сложили песню.
Не был Андраде и первым негром-олимпийцем. Пионерами негритянского спорта на заре столетия стали велосипедист Мэйджор Тэйлор и тяжелоатлет Джек Джонсон. За ними пришел гаитянин Сильвио Катор, который на Играх в Антверпене в 1928 году побил мировой рекорд в прыжках в длину — 7 метров 93 сантиметра.
Но в чем первенство совершенно точно принадлежит Андраде, так это в том, что он был первым негром-футболистом, который приобрел мировую известность. Немудрено, что это обстоятельство вызывало к нему повышенное внимание.

Неповторимый жонглер


Известность, внимание — это в данном случае слишком невыразительные характеристики. После тех вещей, которые он вытворял в матчах Парижской олимпиады, в столице Франции только и разговоров было, что об Андраде. «Он играет в футбол, словно на музыкальном инструменте» — это писали газеты.
Его так и прозвали — «музыкант футбола». А еще —«черное чудо».
Сохранились кинокадры, на которых запечатлено, как Андраде жонглирует мячом, принимая различные положения — лежа, сидя, стоя, снова лежа. Уже по этим кадрам видно, что он обладал очень редкой координацией движений. Примерно такой, какая отличала впоследствии другого человека, добившегося в этом совершенства, — Диего Марадону.

В матче с Югославией на Играх 1924 года Андраде протащил мяч через полполя, жонглируя головой, что произвело на всех глубочайшее впечатление. Этот трюк и подобные ему он повторял потом и в других поединках. Итальянец Альфредо Питто, который играл против него на Олимпиаде-28, говорил: «Уверен, Андраде мог бы запросто провести мяч по центру Милана в праздничный день, не опуская его на землю».

Югославия была первым соперником уругвайцев на Играх в Париже. Ни малейшего понятия о том, какого класса это игроки, еще ни у кого не было. Югославы делегировали «шпионов» на тренировку пришельцев из-за океана. Прознав об этом, уругвайцы предприняли хитроумный розыгрыш: прикинулись полными неумехами и нарочито били по воротам так, что мяч пересекал лицевую линию где-то у бокового флажка. «Шпионы» успокоились и с чувством удовлетворения сообщили своим товарищам: «Да с этими профанами мы разделаемся одной левой!»
Итог получился ошеломляющим — 7:0. Против одной из сильнейших на тот момент европейских сборных! Затем уругвайцы легко прошли сборные США (3:0) и Франции (5:1), причем во второй из этих встреч Андраде совершил соло длиной в 75 метров, обыграв по ходу семерых соперников, и забил мяч, после которого счет стал 4:0.

Более напряженным сложился поединок с Голландией в полуфинале (2:1), после чего 9 июня уругвайцев поджидал в финале на стадионе «Коломб» действующий, как тогда говорили, чемпион Европы — Швейцария (разумеется, не в современном значении этого понятия).
Матч вызвал небывалый ажиотаж. Его посетили 50 тысяч зрителей, а выручка в пересчете на немецкую валюту составила 130 тысяч марок. И то и другое было рекордом для континентального футбола.
У швейцарцев в составе была своя суперзвезда — бомбардир и диспетчер Макс «Ксам» Абегглен. Кто кого, гадала пресса, — «Ксам» или «черное чудо»? Никакой настоящей интриги не получилось — Андраде «съел» Абегглена, а уругвайцы одержали очередную крупную победу — 3:0.
Европа была шокирована. Все, чему ее учили британцы, непререкаемые авторитеты, оказалось в руинах. Шаблонный футбол безоговорочно капитулировал перед артистически-непредсказуемым.

Париж у его ног


Почти все игроки сборной Уругвая заслуживали признания, но львиную долю восхищенных взглядов собрал на себе Андраде. Как выразился один из журналистов той эпохи, «увидеть негра, так хорошо играющего в футбол, было столь же необычно, как увидеть эскимоса в купальном костюме».

На выходца из самых бедных и обездоленных слоев населения в одночасье посыпались такие почести и приглашения, какие, как он думал, случаются только в сказке. Весь Париж вдруг упал к его ногам. «Черному чуду» невозможно было отбиться от любителей автографов. Все повторяли его жесты. Его звали наперебой то на какое-нибудь праздничное мероприятие, то поучаствовать в модном аттракционе, то в кабаре. А барышни надеялись заполучить его в качестве жениха.

Его команда покинула Европу и возвратилась домой, а Андраде еще купался в Париже в лучах славы. Вел активную ночную жизнь и выступал в ночных клубах и варьете. Его популярность не уступала той популярности, которую приобрел несколькими десятилетиями спустя Пеле.
Вернулся Андраде в Монтевидео несколько месяцев спустя, одетый по последнему писку моды. Впоследствии он еще часто наведывался в Париж с гастролями. Кстати, одновременно с ним сочетал выступления на большом ринге с представлениями в парижских увеселительных заведениях другой выдающийся спортсмен современной ему эпохи — американский боксер Шугар Рэй Робинсон.

Румба на поле


Во времена, когда профессионализм в уругвайском футболе еще только-только нарождался и когда даже примадоннам платили за участие в матчах гроши, Андраде зарабатывал себе на жизнь музыкой и искусством танца. На традиционном карнавале в Монтевидео он считался некоронованным королем кандомбле — национального танца. В своем родном квартале на юге уругвайской столицы он создал свою собственную танцевальную группу под названием «Бедные кубинские негры». Вероятно, его корни тоже исходили из Кубы.
Идеальное чувство ритма, феноменальную координацию и грациозность, с которой Андраде танцевал танго, самбу и румбу, он перенес на футбольное поле, используя в качестве партнера мяч.

Что касается его клубной карьеры, то начиналась она в «Белья Висте» и «Насьонале», а продолжилась в «Пеньяроле», с которым он стал чемпионом Уругвае.
В финале первого чемпионата мира, где уругвайцы обыграли Аргентину (4:2), Андраде несколько разочаровал. Это объясняли его излишними эмоциями, а также тем, что его стали к тому времени одолевать травмы.

После мундиаля футбольная карьера «черного чуда» пошла на спад. В 1932 году в Уругвае официально ввели профессионализм, что привело к возрастанию требований к игрокам. Андраде не испытывал особого желания посещать участившиеся тренировочные занятия. Если учесть, что за 1932 год в «Пеньяроле» было проведено 36 тренировок, то слово «участившиеся» у современного читателя может вызвать ироническую усмешку, но для того времени это было много. Из 36 Андраде пропустил 20, причем только в пяти случаях предупредил о своей неявке заранее, а в 15 игнорировал тренировки без уведомления.

Соответственно он все реже стал попадать в число основных игроков. Последним матчем в стартовом составе «Пеньяроля» стал для него сыгранный 17 сентября 1935 года против «Рэсинга» из Буэнос-Айреса. «Пеньяроль» выиграл 1:0 (гол на счету Педро «Тигре» Янга).
После ухода из «Пеньяроля» Андраде сменил еще три клуба — «Атланту» (Буэнос-Айрес), «Белья Висту» и «Уондерерс», но в каждом из них появлялся лишь на короткий срок и окончательно оставил футбол в 1937 году.

Смерть в нищете


Свою личную жизнь Андраде почти не предавал гласности. Известно лишь, что он дважды был женат. На два десятилетия он исчез из поля зрения, пока в 1957 году не пришло сообщение, что он умер от туберкулеза в приюте для бедняков. За душой у него не было ни сентаво.
Ему не посчастливилось родиться слишком рано. При современных средствах коммуникации и тотальной коммерциализации футбола Андраде наверняка избежал бы столь удручающей участи и стал бы одним из высокооплачиваемых футболистов планеты.
Хотя как сказать. Его творческая и вольная душа не терпела дисциплины, и, может быть, ему как раз повезло жить и играть в то прекрасное время, когда футбол и сцена еще уживались в одной упряжке, когда он был предоставлен самому себе. Может быть, толь ко в это время и мог состояться феномен этого футболиста-танцовщика.

В заключение отметим еще одну уникальную особенность Андраде, точнее — его семьи. Из нее вышло два чемпиона мира разных поколений. Вслед за Хосе Леандро этот титул завоевал в 1950 году его племянник Виктор Родригес Андраде. Племянник, который в более пожилом возрасте стал политиком, занимал на поле ту же позицию, что и дядя — правого полузащитника.

 
Автор: Игорь Гольдес, главный редактор журнала Весь футбол, рассказ из цикла «100 легенд мирового футбола»


Вернуться к странице игрока >>
 
18 ноября

В 1911 г. Форвард московского «Спартака» 30-40-х годов Георгий Глазков.

В 1920 г. Легендарный советский футболист и тренер Константин Бесков.

В 1951 г. Лучший футболист СССР 1977 года, легенда грузинского футбола Давид Кипиани.

В 1961 г. Олимпийский чемпион 1988 года, сейчас - тренер Сергей Горлукович.

В 1963 г. Лучший вратарь мира 1992, 1993 годов, лучший футболист Дании 1990, 1993, 1999 годов Петер Шмейхель.

В 1973 г. Один из самых результативных сербских форвардов Дарко Ковачевич.

 

1978 г. Герд Мюллер забил свой 365-й гол в Бундеслиге, установивив "вечный" рекорд турнира. "Кайзерслаутерн" - "Бавария" 2:1 (Топмёллер 30, 41 - Г.Мюллер 84)

 

В 1968 г. Форвард московского «Спартака» 30-40-х годов Георгий Глазков.

В 2000 г. Ключевой защитник московского «Динамо» и сборной СССР 50-х годов Константин Крижевский.

 

Над сайтом работают Дмитрий Гребенщиков и Виталий Клышко. Создание, разработка и поддержка - студия дизайна и веб-разработок "Палец".
При перепечатке материалов гиперссылка на сайт "Футболисты мира" обязательна. Все материалы являются собственностью их авторов.
В случае нарушения авторских прав и обнаружении неточностей просим сообщить нам.
Академическая гребля Украины